Заиметь квак - давно было уже моей небольшой мечтой. И когда
все-таки вопрос встал ребром, я решил с пристрастием изучить предложение о
продаже кваков. Их оказалось превеликое множество - и куча модификаций Dunlop Cry baby, и Morley, и Ерасов и Behringer и т.д. Варианты
различались и по конструкции и по цене,
причем сильно. Соразмерив финансы и рынок решил остановиться на первой и самой
простой классической GCB-95, когда появилось такое предложение.
И вот купив ее у одного музыканта, которому ее привез ее товарищ
из Штатов, мотающийся постоянно туда сюда, я дрожащими потными ручонками открыв
ее и воткнув новенькую (это кстати очень принципиальный момент в кваках, далее
будет рассказано почему) батарейку, сунул в заветное отверстие кабель гитары а
далее в комбик начал…
...несомненно звук был квакающий и квакающий неплохо, но
если быть честным, то после того, как было проиграно с пяток композиций, где он
использовался GCB -95
явно показался совсем не тем звуком, что я ожидал. Но это еще полбеды. Главная
же беда заключалась в том, что при игре в приличный перегруз (полевой
Bogner Кемпфа) квак превращался в
паузах просто в генератор шума. Очевидно, что при разработке шумовым
характеристикам внимание не уделялось в принципе. Это побудило к подробному
прочтению давно уже встречавшейся мне статьи о полевом варианте квака от
Виктора Кемпфа и
осмысливанию ее в новом свете. По прочтении, сомнений в том собирать или нет не
осталось никаких, т.к. проект по сложности был совершенно минимальный, а с полевиками опыт работы уже
был по двум предыдущим проектам перегрузов от Кемпфа.
Единственное требование
заключалось в том, чтобы плата была полностью взаимозаменяема на родную
с минимальным вмешательством в конструкцию. Срисовав размерчики с оригинальной
платы, я развел новую плату под схему Кемпфа. Катушку и джеки использовал от
родной т.к. катушку мотать было неохота новую, а джеки там специфические стоят.
В итоге после запайки элементов все село на свои места как родное. Пришлось
тока папу под фишку PLD в запасах
поискать, но это не проблема ее купить.
После прослушки предварительного варианта, пришлось сделать
настройку именно тембральных характеристик квака. Не буду привирать и скажу
честно, что эталоном квака для меня был и остается квак в моем процессое Korg
AX-30G. Диапазон, добротность в нем выбраны настолько здорово, что в с квака
ногу убирать не хочется, настолько он вкусный. Именно его я и хотел
воспроизвести на своем кваке, что в принципе, после настройки и получилось. Чтобы все было четко, была снята АЧХ
любимого квака от Корга в двух крайних положениям педали, от нее и
отталкивались.
Методика снятия АЧХ проста до безобразия: на вход подаем
белый шум, а выход записываем и смотрим на спектроанализаторе. Активно
использовал Adobe Audition для этих целей.
После получаса пыток с перепайкой конденсаторов и резисторов
в цепи контура был найден наиболее подходящий по звуку вариант. Полной
идентичности АЧХ я не добивался, она была лишь путеводной картой. После этого
для большей гибкости был добавлен переключатель диапазонов на 5 положений,
обеспечив диапазон перестройки от глухого джазового вау до визжащего фанка.
Изначально регулятор верхнего и нижнего предела регулировки предполагалось
разместить на плате и отстроить один раз и навсегда, но после экспериментов
выяснилось, что нижний регулятор в принципе не нужен, а вот верхний лучше
вынести на внешнюю регулировку. Регулировки добротности тоже оказалась не очень
нужной вещью при нормально однажды отстроенным контуре.
В конце концов после некоторых опытов было решено отказаться
и от повторителя Т5/Т6, как от лишнего шумящего звена.
В итоге схема получилась со следующими изменениями: С6-
7.2n,13.3n,17.4n,24n,27n,37n; R3 – 820Ом, R2 – 68кОм, L=520мГн, параллельно катушке 51к.
Повторитель на Т5/Т6 отсутствует. Снятые АЧХ с получившегося варианта ниже: В положении 5:
В положении 3:
В положении 1:
Чертеж платы выполнен в Sprint Layout 5.0:
Общее впечатление после окончательной сборки: Классный универсальный квак! исключительно малошумящий (по сравнению с оригинальной GCB-95), позволяющий добиться широчайшего диапазона звуков, применимых в разных стилях. Из минусов: при разрядке батареи уменьшается коэффициент усиления каскада, а стало быть и диапазон перестройки, т.к. это схема с умножением емкости и ее коэффициент умножения зависит от коэффициента усиления. Также возможен небольшой подгруз, который можно исключить, пошаманив с резисторами в цепях мю-каскада. Небольшой фотоотчет о проделанной работе. За неряшливость прошу не пинать т.к. хотелось побыстрее и делал по быстрому и без излишней аккуратности. Оригинальная родная плата:
Наварганенные внутренности :) :
Звуковые примеры: регулятор верхнего предела в крайнем положении, писалось микрофоном потому слышно всякое прочее :)
Рассматриваются предложения о доработке своих девайсов на коммерческой основе :)
|