Понедельник Бобра, 06.05.2024, 15:16
Приветствую Вас непонятно кто | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Категории каталога
Статьи, рецензии, обзоры
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Главная » Статьи » Статьи, рецензии, обзоры

Тест усилителя мощности INVOTONE B600




              Выбор усилителя мощности (или как его называют еще оконечного усилителя) - дело непростое, а порой и вообще настолько же смутное и далекое для музыканта или кого-либо еще, насколько скудны его знания в области аудио липездричества. ПардоН - конечно же просто физики и схемотехники усилителей мощности низкой частоты(УНЧ)  . Как правило единственная информация, которая есть в наличии у решившего купить тот или иной УНЧ бюджетного класса(ну или супербюджетного))) - это те красивые цифры, что приведены в рекламных материалах, либо путанные обрывки слухов от кого-то там, кто типа купил се такой или еще лучше от продавца магазина, который кричит тебе в ухо: "Ништяк аппарат парень - БЕРИ НЕ ПОЖАЛЕЕШЬ!" . Очевидно, что тот кто хочет получить более или менее прогнозируемый и устраивающий его вариант, рассчитывать на второй и третий варианты не может. Остается только первый, т.е. рекламные материалы. Увы! И они, к сожалению, не могут быть уверенным основанием для покупки УНЧ, потому что рассчитывать на адекватность и честность предъявленных характеристик можно исключительно в описаниях аппаратуры высокого класса и, соотвественно, цены.(Кстати и то не всегда))), люди есть люди) Но не она предмет этой статьи. Поэтому самым верным и обоснованным решением будет только тест сего девайса и реальные результаты, но это уже после его покупки:) Поэтому дорогие коллеги спешу поделиться впечатлением и небольшими результатами эксперимента над купленным мной УНЧ INVOTONE B600 .
Сперва о задачах усилителя и методике проведения теста. Данный усилитель позиционируется как профессиональный аудио усилитель высокой мощности для применения в малых клубах, кафе, репетиционных базах и тому подобное. Моей задачей для него будет ну, скажем, не вдаваясь в подробности, примерно теже что и на репетиционной базе, то есть усиление музыкального шума разного характера-жуткие звуки визжащих гитар и пукающих басов . Работа одного канала предполагается на 100Вт гитарный кабинет (2хCelestion Rocket 50, 8 Ом),а другого что-то мощное и сугубо низкочастотное (может кабинет с 4-мя динамиками может 4 штуки S-90))) Сразу хочу оговориться на будущее и сказать читающим, что я прекрасно себе представляю как строится и получается профессиональный гитарный звук и тем более звук на базах, но подобные статьи и извращенские варианты коммутации такой же извращенской аппаратуры продиктованы лишь бедственным положением отечественных музыкантов не имеющих сотен тысяч рублей на покупки прекрасных голов, кабинетов и т.д. Теперь кратко о методике измерений. Так как набор измерительной аппаратуры, находящийся в моем распоряжении,достаточно скромен, то я ограничился измерением одного пожалуй самого(для большей части аудитории:)) важного параметра - мощности, который вызывает наибольшие сомнения и самые извините тупые споры  . Для чистоты опыта в качестве нагрузки был намотан чисто активный эквивалент сопротивления (2 секции по 5 параллельно включенных 8-ми метровых кусков никелиновой проволоки 0.6мм - варианты : либо 4 Ом (параллельно включены), либо 16 Ом (включены последовательно), либо 8 Ом (используется одна секция но мощность в два раза ниже)) . Достаточно приличная бухточка провода вышла  Для исключения влияния температурной зависимости сопротивления, время измерений было ограничено до 7-8 с с паузами между сериями измерений на остыв эквивалента. Мощность каждого отдельного канала на нагрузку 2 Ом проверить я немогу ввиду отсутствия онного, но косвенно судить о ней можно по мощности в мостовом режиме на нагрузку 4 Ом, т.к в э том режиме каждый канал работает на половинную нагрузку. Измерению подвергалось переменное напряжение на нагрузке с частотой 50Гц(чистый синус) (для большей точности китайского тестера, ибо заявленные метрологические характеристики уместны в нем тока при частоте промышленной сети,а сам он измеряет действующее значение). Форма синусоиды, а стало быть и искажения(топорно конечно, но что поделать  ), контролировалась по экрану осциллографа. Вроде бы все....остальное далее по тексту....
Итак, начал измерения с режима stereo, т.е. мощность каждого канала отдельно с выключенным и включенным встроенным лимиттером. Сразу оговорюсь, что каналы мерил отдельно и отличие их не превышало 5%, поэтому привожу характеристики только для одного канала:

Лимиттер включен.
- На нагрузке 4 Ом и синусоиде с минимальными признаками клиппинга (это тот порог когда искажения на слух только начинают обретать вес и форму) усилитель выдал 36В , что соответствовало мощности 324Вт.
- На нагрузке 7.3 Ом (если быть более точным) при прочих равных напряжение было уже 40 В, что соответствовало мощности 220 Вт
- На нагрузке 15.4 Ом напряжение подросло до 44 В, а мощность составила 126 Вт.
Лимиттер отключен
- На нагрузке 4 Ом максимальный размах напряжения при отвратительно трапециевидной форме сигнала (на слух это уже крайне далеко от исходного сигнала, короче говоря сплошное хрипение) составил 44В , а мощность соотвественно 484 Вт.
- На нагрузке 7.3 Ом при прочих равных 47В, а мощность 302 Вт.
- На нагрузке 15.4 Ом напряжение - 51В, а мощность 169 Вт.


Далее усилитель был переведен в режим Bridge (т.е. мостовой режим) переключателем на задней панели, а нагрузка подключена к соответствующему отдельному выходу, сигнал подан на приоритетный канал A, а регулятор громкости канала B выведен в нуль.
К моему изумлению на нагрузке 4 Ом при напряжении 22В сработала защита и усилитель отключился, при этом загорелась лампочка clip (а не protect, что было бы более уместно и понятно). Вариации лимиттером ни к чему не привели-ситуация повторилась и на другой нагрузке - 7.3 Ом - защита с работала при 28В, 15.4 Ом при 36В. Так как это совершенно неуместные в этом режиме мощности 121, 107 и 84 Вт соотвественно, то я решил немного обмануть внутренную схему и переведя усилитель в режим stereo подал на входы одинаковой амплитуды напряжения но в противофазе, короче говоря смоделировал схему подачи сигнала при мостовом соединении только снаружи, а не внутри  Все встало на свои места и приятно порадовало.

Лимиттер включен.
- На нагрузке 7.3 Ом измеренное напряжение составило 65В, а мощность соотвественно 579 Вт
- На нагрузке 4 Ом - 53В, а мощность 702 Вт.

Лимиттер выключен
- На 7.3 Ом, напряжение 78В, а мощность 833 Вт
- На 4 Ом напряжение я померить не успел потому что эквивалент начал уже дымиться и явно обмяк, отчаянно подавая мне знаки прекратить пытку  . И так ясно что в районе под киловатт.

Итог: с небольшими оговорками приведенному рекламному описанию верить вполне можно  На мощность в режиме полного клиппинга прошу не ориентироваться, ибо она к музыке отношение имеет посредственное и субъективным пределом мощности, определяемой на слух все равно будет начало ограничения, которое соотвествует максимальнйо мощности при включенном лимиттере ( стоит, кстати заметить, что лимиттер работает очень недурно и даже при 2 вольтах на входе при заявленной чувствительности 1.15В, не видно заметного искажения сигнала на выходе, а его порог ограничения выбран практически тютелька в тютельку на той границе где ему и положено быть, если руководствоваться музыкальностью, а не энергетикой).
Посему привожу еще раз сводную табличку результатов измерения мощности с включенным лимиттером для наглядности:


**********************************Режим STEREO***************************


Нагрузка, Ом
4
7.3
15.4
Измеренная мощность, Вт
324 220 126
Мощность, заявленная производителем
300 205(8Ом) ___















*********************************Режим BRIDGE*****************************



Нагрузка, Ом
4
7.3
15.4
Измеренная мощность, Вт
Жуть579 ___
Мощность, заявленная производителем, Вт
800560 ___




Из приведенного делаю вывод о том что производителю более менее можно верить, что несомненно радует :)

          Теперь немного о прочих характеристиках.
Я также померил мощность одного канала на 4 Ом на частоте 20Гц - она была несколько ниже, что говорит о том, что емкости по питанию установлены по минимуму - абсолютно нормальное явление для бюджетных аппаратов.Но так как мне усиливать гитару (ниже 35-40Гц уже и нету), то мне извините, на это насрать.
            Огромным, честно огромным, удивлением было обнаружить внутри коробки тест лист, заполненный вручную конкретного для моего образца усилителя с основными параметрами. Из сумбурно приведенных и не очень внятных характеристик было выявлено только вот что - отношение сигнал шум(не указано как измерено ни по какой кривой)))) 85Дб(что вполне жизненно и нормально для таких аппаратов) против указанных в рекламе 100 Дб. И самое прикольное было в графе cosmetic написано кривым почерком ON ))))))) Типа царапин нема.
             Почему усилитель отказался работать в мостовом режиме самостоятельно еще предстоит узнать - либо там что то через жопу внутри
(скорее всего неверно указана распиновка выходных спиконов) либо у меня руки оттуда же.  Еще одной презабавнейшей особенностью была градуировка шкалы громкости. Принято так: либо мы градуируем шкалу в относительных единицах, приняв при этом за 0 ДБ - максимальный уровень входного сигнала, при котором усилитель на выходе развивает свою номинальную мощность. Тогда соотвественно шкала будет начинаться от
-(крайнеек левое положение) и заканчиваться значением  0Дб(крайнее правое положение). Существует и другой вид градуировки, но он более уместен на регулировках усиления, а не громкости (Прошу их не путать!): минимальное усиление можно принять за 0Дб а максимальное за какую-то величину...например 30Дб - нормлаьная средняя величина сквозного усиления для оконечных усилителей. Тогда шкала будет начинаться от 0ДБ(крайнеек левое положение) и заканчиваться значением  30Дб(крайнее правое положение). Что имели ввиду китайские братья проградуировав шкалу громкости от -до 30 dB да еще с переменным шагом, сперва по 6 Дб, потом по 4Дб, а потом и вовсе по 2Дб(при этом совершенно очевидно, что переменник там стоит логарифмический ибо на 4/5 оборота прибавляет жару по чуть чуть, а на последней 1/5 раскочегаривает усилитель до упора)  happy понять сложно, да
 и не нужно, наверное :)
            В свете прочтенных мной отзывов товарищей использовавших этот и другие подобные аппараты, такие как типа Alto Mistral 900 и Mac 2.2 INVOTONE B600 как минимум соотвествует заявленным параметрам хотя бы по одному главному критерию и оправдывает соотношение цена/качество.
Ну а последнее вот в чем: говорить о его музыкальности и том как он звучит - либо не уважать себя либо читателя. Все слишком относительно, пожалуй даже чересчур , поэтому ограничусь тем, что скажу, что будучи более менее знакомым со схемотехникой УНЧ этот усилитель врядли может звучать хуже чем кучи других подобных аппаратов на примерно той же современной (что немаловажно!) элементной базе.
_______________________________________________________________

Теперь чуть подробнее о том что внутри, после проведенной препарации значительно позже, чем писалась статейка. В предусилении стоят незабвенные 5532, с питанием через резисторы и стабилитроны на 15В. Никаких 78/7915. Кучка чип транзисторов и мощный конец. О конце отдельно. Как писали уже на других форумах плата одна и таже под смежные модели 600/900, 1500/2000 и т.д. разница тока в том, что не хватает еще одного транзистора в каждом плече (всего предусмотрено по 4 в плечо, а установлено 3), пары кондеров в питании, под которые любезно отведено место, двух джамперов, соединяющих базы и двух эмиттерных резисторов 0,2Ом на 5Вт. Конец тривиальный 1943+5200. Маркировка GCA1943/5200. Что за производитель не знаю, но явно не тошиба. Платы выполнены равно как и вся проводка одинаково кондово и приятно. На мощных дорожках налито припоя чуть ли не до 2-3мм по всей длине. Пропайка качественная везде. Провода питания по сечению отличные. В малосигнальных кабелях к сожалению, нет ни одного экранированного, зато все на шлейфах smile.gif
Рассмотрев места с обидными дырками в тепловотводах, жутко заныло их закрыть. Молниеносно было куплено две пары комплементарных родных тошибовских 2SC5200 и 2SA1943 (к сведению: в чипе они стоят 290р./пара, в митраконе 92р./пара) и несколько отечественных банок 4700мкФх80В. Jamicon выходит уж не по студенчески дорого за такие емкости по 250р/шт. Эмиттерные резюки поставил наши того же номинала но 1%. Что было в общем)).
Выглядело это вот так:
Силовые дорожки на плате снизу:



Силовой Транс:







Выхлоп:




Родные банки:


Свободное местечко:




Сладко вставшие родные японские 5200:


Совковые банки:


Плата коммутации питающих напряжений:


Предусиление на одной из плат - незабвенные 5532:



Плата индикации и регулировки громкости:


Купленные транзюки в кпт-8 :) :


В итоге. После проведенных работ померил мощность на 4.5 ом. На 4.5 Ом при отключенном лимиттере на 50Гц на одном канале было выдано 53В, что видимо равно 700Вт.
Прослушивание на концертную акустику(две по 500Вт RMS в параллель), подтвердило характер прироста мощности.
Питание:+-(67-70)В. На полном ходу просело до 62В. То есть, когда стояло почти по 10`000мкФ в плечо. Есть ощущение, что всетаки трансформаторы в B900 стоят помощнее. Если дать нагрузку на оба канал сразу, думаю все сядет процентов на 40% МИНИМУМ. Так что есть задумка мотнуть еще транс туда из старого плоского 2кВт латра, если влезет. Но что точно, так это то, что энергетические возможности УМ в данный момент выше, чем возможности БП.
Всеsmile.gif





При перепечатке ссылка на автора обязательна! NeLeha, 2008 ©
Категория: Статьи, рецензии, обзоры | Добавил: NeLeha (17.01.2008) | Автор: Алексей
Просмотров: 8464 | Комментарии: 4
Всего комментариев: 4
1 Mixon  
0
ой где-то я его видел вроде smile biggrin

2 WoRoN  
0
Я с таким работаю

3 vb[fbk  
0
почему отключается когда перегревается?

4 Neleha  
0
очевидно потому что защита от перегрева срабатывает)))


Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024