Данный проект был
осуществлен по заказу одного московского гитариста, за что и получил соответствующее название на
лицевой панели, скромно гласящее о принадлежности к эксклюзиву :)
..ну да Бог с ним! все это лирика, а теперь о сути. Изначально техзадание,
если можно подобным образом выразиться, звучало кратко в трех словах - хочу полноценный ламповый
преамп и баста. Однако, после прикидочного расчета всех плюсов и
минусов решение выглядело уже не таким ясным как в начале, т.к.
вопросы денег/габаритов/удобства/надежности/качества интересуют
всех, кто хоть более или менее в теме, а еще больше людей интересует параметрическая оптимизация этого соотношения и часто в
сторону минимизации первого параметра :) Это вполне естественно и заставляет конструкторов искать новые и интересные решения. Подобное решение
уже давно искалось и, практически, было найдено в виде предложенной Xbananov'ым схемы эмуляции триодного ограничения на спецкаскадах на основе полевых транзисторов.
Более подробные обсуждения на rusblues.ru и gtlab.net. Не вдаваясь в
подробные обсуждения, и не ставя своей целью что-либо кому доказать или кого-либо убедить (т.к. результат проверен уже неоднократно, повторяем и гарантированно
впечатляет), повторю лишь слова автора исходной схемы, что этот вариант
дает около 90% звука от лампового оригинала. На этот счет
небольшая история из жизни. Собрав данную
схему, подмывал провести слепую экспертизу с более серьезными девайсами и, разумеется, ламповыми. И при
первом же попавшемся случае было проведено сравнение методом
мгновенного переключения в цепи только преампа - лампового и
описываемого в статье. Цепь выглядела достаточно солидно - ламповый преамп BRUNETTI MILLE, рэковый процессор эффектов G-Major,ламповый оконечник BRUNETTI Silver Bullet, гитарный кабинет 2х12
Celestion Rocket 50. Более подробную информацию о данных девайсах
можно прочесть на slami.ru и brunetti.it. Скажу лишь, что
суммарная цена этой линейки на момент написания статьи превышает 120т.р. В ходе слепого прослушивания достаточно подготовленными ушами двух музыкантов выявить явную принадлежность одного из аппаратов
к явно более низкому классу и уж тем более (!) к транзисторной
жужжалке НЕ УДАЛОСЬ! Выводы за вами. Вы спросите, почему все
так не делают? Тогда просто задумайтесь, что будет, если на рынок выкинут
приборы уделывающие другие приборы по качеству, простоте удобству и надежности, но стоящие
раз в 6-10 дешевле. Теперь подробнее
о технической реализации. Устройство представляет собой двухканальный хайгейновый преамп,
конструктивно объединенный в одном
корпусе с бустером. Бустер имеет свои входы и выходы и может быть при желании
каскадно скоммутирован с преампом при помощи внешнего кабеля Jack-Jack. Каждый
канал преампа имеет свои органы управления
тембром - treble, mid,
bass, уровнем перегруза
– gain, громкостью – volume. Бустер имеет регулятор уровня буста. И всего
два ножных переключателя для отдельного переключения каналов преампа clean/dist
и включения бустера on/off.
Элементная база полевые транзисторы с
управляющим p-n
переходом серии КП303, КП103,КПС104 определили превосходные звуковые и шумовые
качества. Все проходные конденсаторы рекомендуется ставить пленочные, в
истоковых цепях – тантал.
Немного о
сложностях проекта. Платой за высокие качественные показатели стала достаточно
сложная настройка прибора и подбор деталей под каждый конкретный образец
транзистора. То есть после покупки транзисторов необходимо замерять начальный
ток стока и напряжение отсечки для каждого экземпляра, а потом рассчитывать
номиналы истоковых резисторов. Достаточно сказать, что при изменении номиналов
рассчитанных резисторов на 30% в одном из каскадов, звук исходного образца был
сильно и заметно изменен в худшую сторону. Поэтому для гарантированного
повторения результатов желательно выполнить несколько требований:
1) В расчет подставлять значения стоковых резисторов не по
номинальному значению (типа 100к поставил, значит на 100`000 Ом и считаю), а по
измеренному мультиметром.
2)
Блок питания выполнить достаточно стабильным. В моем случае
это было на LM317 с тонкой подстройкой выходного напряжения, чтобы добиться под
нагрузкой точно 30В с точностью до 2 знака.
3)
Аккуратно и добросовестно измерять параметры транзисторов
4) Полученные значения истоковых резисторов для внесения в
принципиальную схему разбить на две части – большУю, составляющую 90% от
полученного значения и попадающую в ряд стандартных номиналов и маленькую,
которая будет организована на переменном сопротивлении и составляющая около 10%
от рассчитанного значения. Например, при расчете получилось 2648 Ом. Для снижения погрешностей рекомендую взять
последовательно соединенные постоянный резистор на 2,5к и подстроечный
резистор (маленький на плату) на 220 Ом, и уже впаяв их на плату до
транзисторов, замеряя мультиметром, накрутить маленькой добавкой необходимые 2648
и залить движок каким-нибудь составчиком – акриловый суперклей, канифоль,
парафин, краска.
Теперь по схеме.
Блок
питания выполнен на основе недорогого малогабаритного адаптера с выходным
переменным напряжением 14В. Выпрямитель по схеме с удвоением напряжения. Таким
образом, на входе стабилизатора будет около 37-40В. Точной подстройкой
добиваются 30В на нагрузке. Номиналы
можно пересчитать под свои по приведенным в даташите формулам.
Бустер
выполнен по схеме популярного бустера Rangmaster, но в качестве активного
прибора применен мю-каскад, с частотной коррекцией, обладающий значительно
меньшими шумами и более благородным звуком в режиме перегрузки по сравнению с
типовым каскадом с общим эмиттером как в Rangmaster'e. АЧХ в диапазоне 40-10кГц
полностью совпадают, но у мю-каскада усиление примерно на 10Дб выше, что повышает универсальность
устройства. Моделирование проведено в САПР MicroCap 9.
Все тембрблоки выполнены по пассивным
классическим схемам как в ламповых аппаратах и монтируются навесным монтажом
для минимизации длины и количества проводников, соединяющих их элементы. Т.к.
все пассивное и высокоомное, то в процессе монтажа в результате его
непродуманности возможно пролезание канала перегруза в канал клина (в схеме
применены самые простые схемы переключения с одним сдвоенным
SPDT-переключателем на выходе каналов), применена межкаскадная блокировка
канала дисторшна при включенном клине на p-канальном полевике.
Для повышения общего
качества звука и снижения микрофонного эффекта рекомендуется применять пленку
повсеместно :) Корпус стандартный алюминиевый из Чипа. По опыту рекомендую
брать больший размер около 220 на 170 ибо примененный все же маловат.
О плате.
Печатка-дело исключительно индивидуальное. У кого детали одни у кого-то другие,
корпуса и размеры разные и вся плата поплыла. Так что рекомендую разводить
самим. Мой чертеж вот. Слабое место, пожалуй, тока одно - вместо тантала
применил высококачественные отечественные радиальные электролиты большого
размера 33мкФна 30В. Рисунок печатки:
скачать в формате Sprint Layout 5 Схема принципиальная электрическая:
скачать в формате sPlan 6 Расчет номиналов удобно проводить автоматизированно, а не на калькуляторе. Для этого предлагаю небольшой маткадовский файлик. скачать расчет в формате Mathcad 14 Ну теперь самое интересное :) Фотки продукта и примеры звука. ПЛАТА:
КОРПУС:
ПРИМЕРЫ ЗВУКА
Два слова о методике. Кабинет закрытый 2x12" Celestion Rocket 50 Усилитель мощности - транзисторный оконечник на TDA7294. Микрофон конденсаторный инструментальный Invotone CM700. Микрофонный предусилитель из 4-ех канального пульта SoundCraft - Creative Audigy 4, SoundForge 5. Гитара - Washburn N3. То есть вполне классическая по убогости схема записи гитары:) Никаких программных обработок, никаких эквалайзеров и спикосимов, тока небольшой ревер в некоторых местах из проца. Все вариации тембра обусловлены постановкой микрофона относительно динамика. Название - первое-канал на котором идет запись, либо если за один сэмпл несколько раз, то последовательность переключения, второе уровень гейна на соответствующем канале, третье - параметр, отражающий содержание сэмпла. __________________________
___________________ Достоинства: Исключительно музыкальный и отвечающий самым тонким ньюансам звукоизвлечения аппаратат. Приятный хрустящий плотный спектр искажений классических ламповых аппаратов. Серьезно меньший уровень собственных шумов по сравнению с любыми другими аппаратами с тем же уровнем гейна, что позволяет широко использовать ручку громкости на гитаре, получая практически чистый звук при включенном канале диста и не опасаясь потеряться в шумах.
Недостатки: Сложность наладки, невозможность единовременной покупки всех элементов без предварительного замера параметров транзисторов, невысокая нагрузочная способность ввиду пассивного тембрблока (впрочем лечится добавкой двух повторителей на ПТ, что и будет сделано в следующей модернизации)
Рассматриваются предложения о повторении данной схемы на коммерческой основе :)
|